?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 Октябрь 2019 @ 02:36
Prey (2017)  
Альтернативно-исторический сеттинг, построенный на духе и возведённых в почти абсурдную степень технических достижениях сравнительно недавней эпохи (кажется, это и называется "панк", такой или этакий). Изолированное человеческое поселение, построенное в опасной и враждебной среде. Уже случившаяся катастрофа, после которой это поселение оказалось в плачевном состояние, а его жители в основном частью погибли, а частью превратилось в агрессивных чудищ. Технология, расширяющая возможности человеческого организма, но имеющая неочевидные побочные эффекты и вдобавок не вполне ясное происхождение, включающее Мрачную Тайну. Немногие выжившие, обращающиеся к героиня (или герою, но у меня была героиня) по радио и продолжающие преследовать свои не всегда совместимые интересы. Сама героиня, помнящая не всё из своего прошлого и, похоже, тоже имеющая в нём отдельную Мрачную Тайну.

Шутер с ролевыми элементами: активные и пассивные умения на базе той самой технологии, улучшение оружия, какой-никакой крафт, сбор лута с поверженных противников и просто в некогда обитаемых пространствах. Устройство, позволяющее расширять боевые возможности героя путём визуального изучения противников. "Открытый мир", разделённый на зоны со свободным перемещением между ними. Восстановление картины происшедшего из многих десятков находимых документов, аудиозаписей и т. д.

Странно, но нет — это не Bioshock.

Более того, несмотря на все сходства и очевидную вторичность, не так уж и похоже. Аромат у этой игры совершенно своеобразный. Хотя здоровенные, как лопухи, уши Bioshock, конечно, торчат отовсюду. Ушки поменьше принадлежат Dishonored (удостоившемуся ещё и парочки милейших пасхалок) и Deus Ex, ещё поменьше — пожалуй, S.T.A.L.K.E.R. и Crysis 3 (с более ранними я не знаком). А вот откуда тут вообще ничего, так это от оригинального Prey 2006 года. Никакого применения индейской магии против инопланетян, никаких портальных технологий, ни единой ниточки, которая бы связывала сеттинги или механики двух игр... такого полного отказа от прежних наработок я не встречал, кажется, ни в одной игровой серии... не очень понятно, зачем было вообще выпускать игру именно под этим названием.

Итак, космическая гонка между США и СССР по альтернативно-историческим политическим причинам превратилась в космическое сотрудничество, позволившее среди прочего создать общую космическую станцию (хотя нет, тут всё было несколько сложнее... но спойлеры зло). Затем станция по опять-таки политическим причинам оказалась невостребованной и была выкуплена и сильно доработана (фактически вокруг старой станции выстроили новую, куда больше) частной корпорацией под вроде бы собственные отдельные научно-технологические нужды (хотя следы советско-американского сотрудничества и на ней встречаются повсеместно). Главная героиня (или герой) получает приглашение занять одно из высоких кресел в этой корпорации. Приглашение исходит от её брата, уже подобное кресло занимающего. Она его принимает и, проснувшись в первый рабочий день, отправляется на присланном за нею вертолёте в офис. Поздравления, начало работы... но, кажется, что-то идёт не так... ой... да, примерно всё идёт не так. И разбираться с этим, разумеется, ей. Предстоит много беготни по великолепно нарисованной космической станции, выходы в открытый космос с латанием пробоин в корпусе станции, бои с ксеноорганизмами Тифонами неясной степени разумности (с которыми катастрофа и связана), постепенно раскрывающаяся атмосфера обычной жизни на станции, история положившей ей конец катастрофы и гибели большей части команды (иные погибшие тут выписаны убедительнее живых), собственная история героини, в которой хватает неясностей... в общем, долгая и интересная история. Точнее, одна долгая и ещё много маленьких внутри неё — побочные квесты, даже мелкие, отлично вплетены в сюжет и добавляют каждый свой небольшой кусочек к общей картине. Иногда находишь какую-то связанную с квестом незаметную детальку там, где её не ждёшь и для задачи она не требуется... зато на убедительность работает — до лёгких мурашек.

Ну и о геймплее... Кровожадных весёлых пострелушек в духе классических шутеров здесь нет — оружия на станции не так уж много и не самого мощного, это всё-таки исследовательское поселение, а не боевой корабль, а противники часто достаточно опасны, чтобы противостоять им в открытом бою было накладно. То есть, вероятно, прокачивая соответствующие ветки умений, можно вырастить танка и идти напролом... но вообще-то игра больше располагает к стелсу: враги не особенно наблюдательны и бесконечно респавнятся в уже посещённых локациях, увеличен урон в скрытом режиме, очень помогают засады при поддержке переносных турелей... с другой стороны, кое-кто среди врагов тоже любит устраивать засады, порой довольно опасные... Со временем становятся доступны альтернативные способы убиения супостатов, требующие не боеприпасов, а местной "маны", — вот они-то, вероятно, меняют боевой процесс довольно сильно, но я эти способности не качал, не знаю. Занятно устроен крафт — валюты здесь нет, зато есть возможность с помощью стоящих тут и там аппаратов (хотя есть и другой способ) перерабатывать разнообразное барахло в "базовые" материалы четырёх видов, а из них уже в других аппаратах фабриковать практически всё потребное, чаще всего патроны — если, конечно, найден соответствующий рецепт. Несложно, но неожиданно увлекательно.

Но вообще это, конечно, игра не про механику, а про историю. История удалась — если, конечно, не ставить ей в вину жонглирование штампами и не ждать от неё действительно серьёзного разговора о контакте с иным разумом и природе памяти, а сразу принять соответствующие условности как данность и просто получать удовольствие. Я именно так и поступил, и, пожалуй, не зря.

[А дальше чуть-чуть со спойлерами]
В конце я немножко сломал систему. После того, как ближе к концу сюжета на станцию напал и окружил её собой со всех сторон гигантский Тифон, все шлюзы для выхода в открытый космос закономерно оказались, судя по обозначениям на карте, неисправны — за исключением почему-то одного, в грузовом доке, где находилась компания выживших (должная среди прочих спастись со станции на шаттле). Отвлекаться на это тогда не хотелось, но вот уже после финала, перезагрузившись, я отправил свою героиню туда — с приключениями, но добраться удалось. Там, как обнаружилось, дальше первого же зала прохода не было, потому что все дверные проёмы были перекрыты чёрной клубящейся плотью Тифона, убивающей с первого прикосновения... ну, то есть так должно было быть. Оказалось, что на самом деле, если, разогнавшитсь, вбежать в проём и ещё в этот момент подпрыгнуть, то есть некоторый шанс пролететь сквозь это бурление живым. И дальше там находится погрузочная зона, склады и остальные части локации, по которым по-прежнему разгуливают знакомые выжившие — включая даже, кажется, Сару Элазар, другой экземпляр которой уже заведомо сидит в шаттле (большая часть остальных, вероятно, тоже, но они в другом отсеке, куда не попасть, а она-то сидит в переднем, через который проходишь). Они палят из пистолетов по щупальцам Тифона, благодарят героиню за помощь и, похоже, никуда особенно не собираются. И шлюз действительно действует! Удалось выбраться и посмотреть на станцию извне. Тифона не оказалось =)

А ещё я не понял. Почти с самого начала сюжета робот-"оператор" Январь, одна из нескольких, в прошлом самочинно и в нарушение всего, чего только можно, созданных героиней, ставит (от лица самой-героини-в-прошлом) основную задачу — подготовить самоуничтожение станции, означающее, среди прочего, гибель всех, кто на ней ещё жив, и том числе и самой героини: утверждается, что иначе Тифоны обязательно попадут на Землю вместе с чем угодно, что может покинуть станцию, и там учинят, эээ, одержание уже в масштабах планеты. Январь отдельно это обсуждает с героиней, даже выражая сочувствие и уважение. Некоторые сложные решения по ходу сюжета приходится принимать, именно предполагая необходимость такого исхода — например, решать судьбу шаттла, улетевшего со станции незадолго до катастрофы, или выбирать, спасать ли двоих, сидящих в заблокированной эвакуационной капсуле... и что в итоге? Если выбрать-таки концовку с уничтожением станции, выжившие, включая саму героиню, садятся в очень кстати появившийся шаттл и отправляются на Землю вместо того, чтобы доблестно погибнуть. Причём Январь никак не возражает, хотя ранее очень внимательно следит за выполнением плана. Какого чёрта?! Ради отлёта шаттла, правда, тоже приходится поработать самой же героине (то ли действительно пытающейся спастись, то ли усыпляющей бдительность Января), но в какой-то момент ведь должно стать очевидно, что план идёт лесом, и следовало бы ожидать хотя бы какого-то разговора об этом... и?..
Метки:
 
 
 
lj_frank_botlj_frank_bot on Октябрь, 5, 2019 23:37 (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Армия, Игры, Космос.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
valermon: pic#121793779valermon on Октябрь, 6, 2019 06:20 (UTC)
Даже козел на этот бред ничего не написал.)))
Бакки Бугвинbackswimmer on Октябрь, 6, 2019 09:27 (UTC)
ваше мнение неимоверно важно для нас
iron core compulsatorjulia_denisova on Октябрь, 6, 2019 12:53 (UTC)
Мне всё сердечко в конце разломало в крошки, что Алекс, возможно, специально выставил себя таким мудаком в симуляции. Специально добавил все эти кейсы, где он харасит сотрудников, аудиолог, где он веселится, как сломал Морган(у) в детстве руку, и т.д.
Чтобы показать, что НЕ ВСЕ люди *плохие*, это это он только плохой.
Бакки Бугвинbackswimmer on Октябрь, 6, 2019 13:29 (UTC)
хм... а вот это мне в голову не пришло. я его так до конца и воспринимал как такую, ммм, крайне противоречивую фигуру. собственно, ведь и Морган там, судя по некоторым записям, выглядит вовсе не героически, и для многих обитателей станции они с братом — два сапога пара... тоже намеренно? чтобы Тифону дать понять, что такое совесть?

но вообще про симуляцию я тоже не совсем понял, кстати. с одной стороны, вроде как это воспоминания Морган (пусть будет девочка), каким-то образом подсаженные Тифону, с другой — реальная Морган там вроде как погибла, то есть когда, как и кем эти воспоминания записаны, непонятно... плюс в симуляции-то она выживает и так или иначе решает проблему со станцией, да ещё и возможна какая-то вариативность, причём в ней и смысл — на основе выбранных действий экспериментаторы решают, стоит вступать в контакт с Тифоном или нет. то есть это скорее именно симуляция, что-то вроде Анимуса из Assassin's Creed. но тогда почему они вообще ждут, что Тифон, попав в ситуацию "я — Морган", будет вести себя по-человечески? или вводная включает-таки как часть этой ситуации ещё и слепок памяти Морган как базу, но ранний, тот самый, с которого всё начинается, а дальше уже Тифон должен решать сам? это, кстати, снимает и вопрос о том, как записывали память Морган: просто взяли старую запись, ещё с Земли... но тогда, пожалуй, напрашивается вопрос: а была ли вообще станция и вот это всё, или это просто один из многих перебранных сценариев, на которые Тифон, если повезёт, мог откликнуться?
iron core compulsatorjulia_denisova on Октябрь, 17, 2019 01:57 (UTC)
> Тифон, попав в ситуацию "я — Морган", будет вести себя по-человечески?

Ну я так поняла, что они в тушку Тифона подсаживают воспоминания Морган, чтобы вывести какое-то недостающее звено, способное к эмпатии. Так как человек это практически "человек = его память", то расчет не пустой.

Морган, правда, очень жалко. Героически всех спасать, и потом встать перед фактом, что тебя, в общем-то не существовало :(

>>а была ли вообще станция и вот это всё

Вообще даже последняя сцена, возможно, тоже симуляция. Не будут они в самом деле, каждый раз по Алексу расходовать же...